пʼятниця, 11 березня 2016 р.

Как Коломойский наказал крымчан-должников


Крымчанам отказывают в кредитах. Причём даже тем, у кого остались малые задолженности на карточках «ПриватБанка». То есть случился «упс…»
Зарекался, не писать о «русских крымчанах». О Крыме, пожалуйста. О тех, для кого Крым – Родина, Украина – да. Но вот о тех, для которых «хоть камни с неба…» как-то не хотелось. 
Да и не интересно, – пишет Игорь Тышкевич в статье для «Хвилі»
– Российско-патриотическая шиза она забавна, когда наблюдаешь первый раз. Потом можно улыбнуться. Но копаться в теме не хотелось.
Однако жизнь забавная штука. Приключения индивидов данного типа тем более. Новости приходят одна веселее другой. 
Последняя, про коллекторов, возможно, прошла бы мимо внимания. Но чёрт дёрнул покопаться. 
И чем больше искал, тем шире становилась улыбка. А на языке вертелось почти как у российского классика «ай да с…н сын!». Но обо всём по порядку.
Крымнаш или сбросили кредитное бремя
О том, что жители Крыма в значительной мере специфические товарищи последние два года писалось много. 
Изучать вопрос, конечно, стоило раньше – глядишь бы и зелёных человечков не было. Но что было, то было. Итак, население полуострова на момент начала, как они говорят «пути домой» составляло примерно 1,95 млн человек. 
Севастополь ещё 0,4 млн. То есть в сумме – 2,35 млн. При этом данные товарищи набрали кредитов в украинских банках на сумму 16,6 млрд. гривен. 
То есть каждый крымчанин (включая «граждан РФ», стариков и младенцев) был должен около 7 тысяч гривен. То есть примерно 1 тысячу долларов по тому курсу.
Исходя из этого вполне логичным аргументом за «присоединение к России» у местных гениев финансовой мысли кухонного пошиба было «долги банкам отдавать не надо!». 
Помните март 2014 – этим хвалились, этим гордились! Да что там, тот же В. Путин в своём телевизионном общении с восторженной публикой на вопрос «а как кредит «ПриватБанку» платить» ответил просто «ну не платите». 
Одним словом – радость необычайная охватила люд местный. Если бы с водой и светом всё было нормально – фестивали и ночные гулянья можно было бы устраивать.

Украинские банки взяли паузу. Украинские филиалы российских банков попытались возмутиться «какого х…?!», но их одёрнули из Москвы. Была так сказать политическая необходимость.

А «ПриватБанк» затих совсем. И это настораживало знающих людей. Извините, группа «Приват», не особо дружа с властью, пережила и Кравчука и Кучму и Ющенко и Тимошенко и Януковича. Пережила и наступление красных директоров и отстрел красных директоров донецкими ребятами. Причём из каждого кризиса выходя с профитом. Поэтому крымский лозунг мая 2014 года «мы первые кто наеб…л Коломойского» у меня лично вызывал чувства глубокого сожаления и даже скорби: «малахольные, вы ещё не поняли во что влезли…».

Деньги любят тишину

Итак, вернёмся к украинским банкам. Часть из них молчала. Часть просто сотрясала воздух. «ПриватБанк» думал как «срубить бабло». На первый взгляд, ситуация у него была не самой лучшей. Владелец компании, по крайней мере, в публичной плоскости стал чуть ли не основным врагом Кремля. Но политика политикой, а деньги деньгами.

И уже в 2014 году появляется информация, что «Фонд защиты вкладчиков Крыма» займётся взысканием кредитов населения полуострова перед «Приватбанком». То есть структура, которая по идее должна была заниматься выбиванием вкладов «уже россиян» из украинских банков решила заняться обратным процессом.

«Фонд гарантирования вкладов берет на себя функции по получению кредитов с клиентов «ПриватБанка» в Крыму», – заявил ещё в 2014 году председатель постоянной комиссии Государственного совета Крыма по экономической, бюджетно-финансовой и инвестиционной политике Виталий Нахлупин.

Далее прошла информация, что данный фонд «открыл в Российском национальном коммерческом банке счет, на который принимаются платежи по кредитам, выданным «ПриватБанком».

Дальше периодически появлялись новости о попытках коллекторов напомнить должникам о кредитах. Причём в специфической манере. И с удивительными условиями: коллекторская компания давала подтверждение, что уже не имеет претензий к гражданину, но дать бумагу об отсутствии претензий со стороны банка-кредитора отказывалась (как и подтверждение 100% покупки долга).

Такая политика не имела большого успеха. Жители полуострова на тот момент ещё не забыли «украинских реалий», от которых «убежали на Родину». И дружно посылали (сами или с помощью юристов) взыскателей долга. Были уверены в своей правоте. Путин, мол, сказал… Так продолжалось до конца 2015 года. Пока не наступил судный день.

Судный день или круто ты попал

Перед новым, 2016 годом Госдума РФ приняла в третьем окончательном чтении закон об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих в Крыму и Севастополе, перед украинскими банками. Данным нормативным актом устанавливается право кредитным организациям и юрлицам, выкупившим долги требовать их погашения. Причём юрлицам российским.

И тут на сцену выходит компания «Фондовый конверс-центр» (ФКЦ). Она вроде как московская.
 Её представители настойчиво звонят уже по российским номерам должников и предлагают решить вопросы миром. 
Как выяснилось, ФКЦ успел выкупить долги крымчан в украинских филиалах «Сбербанка России» и «Альфа банка».

На первый взгляд, логично – российские банки продали свои кредиты. Украинские – в «пролёте». Но присмотримся к компании «Фондовый конверс-центр» повнимательней.

Год её основания – 1995. Самый разгар «лихих 90-х». Основная сфера деятельности… не финансовая, а «предоставление прочих услуг». 
«Предоставление кредита, финансовое посредничество, управление финансовыми рынками» значатся лишь в списке дополнительные (иные) сферы деятельности. 
Так чем же занималась фирма, в уставной капитал которой учредители Анатолий Барсов и Наталья Барсова внесли аж целых 150 тысяч российских рублей?

Ответ прост если погуглить по фамилии «Барсов». Эта семейная чета – мама и папа теперешнего руководителя «Российского национального коммерческого банка». 
В лихие 90-е они сами числились среди владельцев сего уважаемого финансового учреждения. А основным учредителем и владельцем РНБК является «Банк Москвы» и, с 2011 года ВТБ.

А «Фондовый конверс-центр» был структурой, позволявшей РНБК не слишком беспокоиться за свой кредитный портфель. 
Более того, специалисты прямо называли ФКЦ афиллиированной структурой банка. 
Время было лихое, методы у «помощников во взыскании долгов» соответствующими.

Итак, имеем, фирма братков из 90-х выкупает долги крымчан. Уже весело? Дальше – лучше и страшнее.
На покупку этих долгов компания… берёт кредит. Коммерческий кредит. То есть рассчитывает и вернуть деньги и заработать и с кредитом рассчитаться. 
Думаю, понятно, что тем, кто радовался «платить украм не надо» сладко не будет. 
Ведь теперь вопрос не только в области политики, но и «чисто-конкретного бабла» в кошельках у братвы.

Но ведь основными кредиторами крымчан выступали другие банки, скажет мне внимательный читатель.
 Да, «ПриватБанк». Но читаем выше. Абзац, где написано, кто занимается взысканием долгов. И где аккумулируются средства. 
«Фонд гарантирования вкладов открыл в Российском национальном коммерческом банке счет, на который принимаются платежи по кредитам». 
В РНБК. Аффилированной структурой которого является коллекторская компания «Фондовый конверс-центр». Дальше объяснять, думаю не стоит.

На этом можно было бы остановиться, если бы не одно «но». Коломойский любит многоходовки и неожиданные решения. 
Часть умных крымчан (ну или считающих себя умными) придумали способ «решить вопрос»: взять кредит в российском банке для погашения старого, «украинского». 
Но вот беда, как сообщила газета «Крымский телеграф» таким товарищам отказывают в кредитах. Причём даже тем, у кого остались весьма малые задолженности на выпущенных «ПриватБанком» карточках. То есть случился «упс…».

Данные о должниках из одной, украинской базы, перекочевали в чёрные списки российских банков. Только должниках «Привата»? Хм… не был бы так оптимистичен. 
В конце 2013 года этот уважаемый украинский банк активно выкупал долги крымчан. Потом случился «Крымнаш». 
Но информацию о прекращении скупки долгов я не видел. Не буду утверждать (со свечкой не стоял), но ведь возможна интересная схема: имея возможность взыскания проблемных долгов выкупить их по-дешёвке. 
И наварить на этом немного. Тем более, что РНБК и ФКЦ. Но, учитывая деловую хватку Коломойского, не удивлюсь, если кредит ФКЦ на покупку долгов был выдан структурами, близкими к группе «Приват».
То есть получить и кредиты, и проценты по кредиту «российским браткам».
Вернёмся к крымчанам. Злорадствовать, конечно, нехорошо. Но похоже они на своей шкуре (или кошельке) увидят реализацию незабвенной фразы из романа Ильфа и Петрова «я тебя продам, потом куплю, потом снова продам, но уже дороже». «Камни с неба», говорите? Ну-ну.